Рассказ очевидца и участника войны
Война всё спишет (18+)
Сегодня
мы хотим познакомить вас с самыми интересными выдержками из мемуаров
российского художника и живописца — Леонида Николаевича Рабичева,
прошедшего Великую Отечественную Войну с ноября 1942 г. по май
1945 г. года в звании командира взвода 100-й отдельной армейской роты
ВНОС Западного фронта и награжденного орденом Красной Звезды. В книге
«Война все спишет» Леонид Николаевич делится с нами своим виденьем
окопной жизни и ужасов войны.
Обычная история. Декабрь 1942 года.
…В состоянии полного обалдения рассказал
я своим сержантам и солдатам о невыполнимом этом приказе. К удивлению
моему, волнение и тоска, охватившие меня, не только никакого впечатления
на них не произвели, но, наоборот, невероятно развеселили их.
— Лейтенант, доставайте телефонные аппараты, кабель через два часа будет!
— Откуда? Где вы его возьмете?
— Лейтенант, б…, все так делают, это же
обычная история, в ста метрах от нас проходит дивизионная линия, вдоль
шоссе протянуты линии нескольких десятков армейских соединений, срежем
по полтора-два километра каждой, направляйте человек пять в тыл, там
целая сеть линий второго эшелона, там можно по три-четыре километра
срезать, до утра никто не спохватится, а мы за это время выполним свою
задачу.
— Это что, вы предлагаете разрушить всю систему армейской связи? На преступление не пойду, какие еще есть выходы?
Сержанты мои матерятся и скисают.
— Есть еще выход, — говорит радист
Хабибуллин, — но он опасный, вдоль и поперек нейтральной полосы имеются
и наши, и немецкие бездействующие линии, но полоса узкая, фрицы
стреляют, заметят, так и пулеметы и минометы заработают, назад можно
не вернуться.
— В шесть утра пойдем на нейтральную полосу, я иду, кто со мной?
Мрачные лица. Никому не хочется попадать
под минометный, автоматный, пулеметный обстрел. Смотрю на самого
интеллигентного своего старшего сержанта Чистякова.
— Пойдешь?
— Если прикажете, пойду, но если немцы нас заметят и начнут стрелять, вернусь.
— Я тоже пойду, — говорит Кабир Таллибович Хабибуллин.
Итак, я, Чистяков, Хабибуллин, мой ординарец Гришечкин. Всё.
В шесть утра по согласованию
с пехотинцами переднего края выползаем на нейтральную полосу.
По-пластунски, вжимаясь в землю, обливаясь потом, ползем, наматываем
на катушки метров триста кабеля.
Мы отползли от наших пехотинцев уже метров на сто, когда немцы нас заметили.
Заработали немецкие минометы. Чистяков схватил меня за рукав.
— Назад! — кричит он охрипшим от волнения голосом.
— А кабель?
— Ты спятил с ума, лейтенант, немедленно назад.
Смотрю на испуганные глаза Гришечкина, и мне самому становится страшно.
К счастью, пехотинцы с наблюдательного
поста связались с нашими артиллеристами, и те открывают шквальный огонь
по немецким окопам.
Грязные, с тремястами метрами кабеля
доползаем мы до нашего переднего края, задыхаясь, переваливаемся через
бруствер и падаем на дно окопа. Слава богу — живые. Все матерятся
и расстроены. Чистяков с ненавистью смотрит на меня. Через полтора часа
я приказываю Корнилову срезать линии соседей, а сам направляюсь
на дивизионный узел связи и знакомлюсь с его начальником — братом
знаменитого композитора старшим лейтенантом Покрассом.
Мы выясняем, кто где живет в Москве.
Я рассказываю ему об Осипе Брике, а он наизусть прочитывает что-то
из «Возмездия» Блока. Говорим, говорим. Через час он одалживает мне пять
телефонных аппаратов. Ночью мы прокладываем из преступно уворованного
нами кабеля все запланированные линии, и утром я докладываю капитану
Молдаванову о выполнении задания.
— Молодец, лейтенант, — говорит он.
— Служу Советскому Союзу, — говорю я.
Февраль 1945 года. Восточная Пруссия.
Пересекаем улицу. Дом одноэтажный,
но несколько жилых и служебных пристроек, а у входа тачанка, трофейная
немецкая двуколка, колеса автомобильные на подшипниках. Лошадь смотрит
на нас печальными глазами, а на сиденье лежит мертвый совсем юный
красноармеец, а между ног черный кожаный мешок на застежках.
Я открываю мешок. Битком набит письмами
из всех уголков страны, а адрес один и тот же — воинская часть п/я
№ 36781. Итак, убитый мальчик — почтальон, в мешке дивизионная полевая
почта.
Снимаем с повозки мертвого солдата,
вынимаем из кармана его военный билет, бирку. Его надо похоронить.
Но сначала заходим в дом. Три больших комнаты, две мертвые женщины и три
мертвые девочки, юбки у всех задраны, а между ног донышками наружу
торчат пустые винные бутылки. Я иду вдоль стены дома, вторая дверь,
коридор, дверь и еще две смежные комнаты, на каждой из кроватей,
а их три, лежат мертвые женщины с раздвинутыми ногами и бутылками.
Откуда это садистское желание- воткнуть бутылки?
Ну предположим, всех изнасиловали
и застрелили. Подушки залиты кровью. Но откуда это садистское желание —
воткнуть бутылки? Наша пехота, наши танкисты, деревенские и городские
ребята, у всех на Родине семьи, матери, сестры.
Я понимаю — убил в бою, если
ты не убьешь, тебя убьют. После первого убийства шок, у одного озноб,
у другого рвота. Но здесь какая-то ужасная садистская игра, что-то вроде
соревнования: кто больше бутылок воткнет, и ведь это в каждом доме.
Нет, не мы, не армейские связисты. Это пехотинцы, танкисты, минометчики.
Они первые входили в дома.
…Да, это было пять месяцев назад, когда
войска наши в Восточной Пруссии настигли эвакуирующееся из Гольдапа,
Инстербурга и других оставляемых немецкой армией городов гражданское
население. На повозках и машинах, пешком старики, женщины, дети, большие
патриархальные семьи медленно по всем дорогам и магистралям страны
уходили на запад.
Наши танкисты, пехотинцы, артиллеристы,
связисты нагнали их, чтобы освободить путь, посбрасывали в кюветы
на обочинах шоссе их повозки с мебелью, саквояжами, чемоданами,
лошадьми, оттеснили в сторону стариков и детей и, позабыв о долге
и чести и об отступающих без боя немецких подразделениях, тысячами
набросились на женщин и девочек.
Женщины, матери и их дочери, лежат
справа и слева вдоль шоссе, и перед каждой стоит гогочущая армада
мужиков со спущенными штанами.
Обливающихся кровью и теряющих сознание
оттаскивают в сторону, бросающихся на помощь им детей расстреливают.
Гогот, рычание, смех, крики и стоны. А их командиры, их майоры
и полковники стоят на шоссе, кто посмеивается, а кто и дирижирует — нет,
скорее, регулирует. Это чтобы все их солдаты без исключения
поучаствовали. Нет, не круговая порука, и вовсе не месть проклятым
оккупантам — этот адский смертельный групповой секс.
До горизонта между перевернутых повозок трупы женщин, стариков, детей
Вседозволенность, безнаказанность,
обезличенность и жестокая логика обезумевшей толпы. Потрясенный, я сидел
в кабине полуторки, шофер мой Демидов стоял в очереди, а мне мерещился
Карфаген Флобера, и я понимал, что война далеко не все спишет.
А полковник, тот, что только что дирижировал, не выдерживает и сам
занимает очередь, а майор отстреливает свидетелей, бьющихся в истерике
детей и стариков.
— Кончай! По машинам! А сзади уже
следующее подразделение. И опять остановка, и я не могу удержать своих
связистов, которые тоже уже становятся в новые очереди, а телефонисточки
мои давятся от хохота, а у меня тошнота подступает к горлу.
До горизонта между гор тряпья, перевернутых повозок трупы женщин,
стариков, детей.
Шоссе освобождается для движения.
Темнеет. Слева и справа немецкие фольварки. Получаем команду
расположиться на ночлег. Это часть штаба нашей армии: командующий
артиллерии, ПВО, политотдел. Мне и моему взводу управления достается
фольварк в двух километрах от шоссе. Во всех комнатах трупы детей,
стариков и изнасилованных и застреленных женщин. Мы так устали, что,
не обращая на них внимания, ложимся на пол между ними и засыпаем.
…Итак, я помогаю выносить трупы. Замираю у стены дома.
Весна, на земле первая зеленая трава,
яркое горячее солнце. Дом наш островерхий, с флюгерами, в готическом
стиле, крытый красной черепицей, вероятно, ему лет двести, двор,
мощенный каменными плитами, которым лет пятьсот.
В Европе мы, в Европе!
Размечтался, и вдруг в распахнутые
ворота входят две шестнадцатилетние девочки-немки. В глазах никакого
страха, но жуткое беспокойство.
Не месть проклятым оккупантам — этот адский смертельный групповой секс
Увидели меня, подбежали и, перебивая
друг друга, на немецком языке пытаются мне объяснить что-то. Хотя языка
я не знаю, но слышу слова «мутер», «фатер», «брудер».
Мне становится понятно, что в обстановке панического бегства они где-то потеряли свою семью.
Мне ужасно жалко их, я понимаю, что им надо из нашего штабного двора бежать куда глаза глядят и быстрее, и я говорю им:
— Муттер, фатер, брудер — нихт! — и показываю пальцем на вторые дальние ворота — туда, мол. И подталкиваю их.
Тут они понимают меня, стремительно
уходят, исчезают из поля зрения, и я с облегчением вздыхаю — хоть двух
девочек спас, и направляюсь на второй этаж к своим телефонам,
внимательно слежу за передвижением частей, но не проходит и двадцати
минут, как до меня со двора доносятся какие-то крики, вопли, смех, мат.
Бросаюсь к окну.
На ступеньках дома стоит майор А., а два
сержанта вывернули руки, согнули в три погибели тех самых двух девочек,
а напротив — вся штабармейская обслуга — шофера, ординарцы, писари,
посыльные.
— Николаев, Сидоров, Харитонов, Пименов…
— командует майор А. — Взять девочек за руки и ноги, юбки и блузки
долой! В две шеренги становись! Ремни расстегнуть, штаны и кальсоны
спустить! Справа и слева, по одному, начинай!
А. командует, а по лестнице из дома
бегут и подстраиваются в шеренги мои связисты, мой взвод. А две
«спасенные» мной девочки лежат на древних каменных плитах, руки
в тисках, рты забиты косынками, ноги раздвинуты — они уже не пытаются
вырываться из рук четырех сержантов, а пятый срывает и рвет на части
их блузочки, лифчики, юбки, штанишки.
Выбежали из дома мои телефонистки — смех и мат.
А шеренги не уменьшаются, поднимаются
одни, спускаются другие, а вокруг мучениц уже лужи крови, а шеренгам,
гоготу и мату нет конца.
Девчонки уже без сознания, а оргия продолжается.
Гордо подбоченясь, командует майор А. Но вот поднимается последний, и на два полутрупа набрасываются палачи-сержанты.
Майор А. вытаскивает из кобуры наган
и стреляет в окровавленные рты мучениц, и сержанты тащат
их изуродованные тела в свинарник, и голодные свиньи начинают отрывать
у них уши, носы, груди, и через несколько минут от них остаются только
два черепа, кости, позвонки.
Мне страшно, отвратительно.
Внезапно к горлу подкатывает тошнота, и меня выворачивает наизнанку.
Майор А. — боже, какой подлец!
Я не могу работать, выбегаю из дома, не разбирая дороги, иду куда-то, возвращаюсь, я не могу, я должен заглянуть в свинарник.
Передо мной налитые кровью свиные глаза,
а среди соломы, свиного помета два черепа, челюсть, несколько позвонков
и костей и два золотых крестика — две «спасенные» мной девочки.
В 2016 году Леониду Николаевичу исполнилось 93 года.
Комментарии
Отправить комментарий
ВНИМАНИЕ!
Приветствуются комментарии по теме сайта.
Спам удаляется, а спамеры в бан...